14 апреля, 2017

Пятая встреча клуба "Делимся опытом семейного воспитания"

Круглый стол:
«Делимся опытом семейного воспитания»
 (говорим о воспитании детей в разные исторические эпохи).
Задачи:
·       Привлекать внимание родителей к этике семейных отношений;
· активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность  в собственных педагогических  возможностях;
·       привлекать родителей к сотрудничеству с коллективом ДОО в плане единых подходов к воспитанию ребенка;
·       пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.

Материал и оборудование: клубок ниток, краски, пластилин, цветная бумага, ножницы, карандаши, дневники встречи, ручки, оборудование для презентации и просмотра видеоролика.

Ход встречи:
1.    Приветствие.
Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Сегодня проходит наша очередная встреча детско-родительского клуба «Мы такие разные». Тема сегодняшней встречи: «Делимся опытом семейного воспитания». Мне хотелось поздороваться сегодня как-нибудь необычно. Я вам расскажу об удивительных способах приветствия в разных странах нашей необъятной земли, а выберите как вам больше нравится и поздоровайтесь друг с другом.
Например:
·       Новая Зеландия – люди трутся носами.
·       Тибет – традиционный способ приветствия -  высунутый язык.
·       Япония – от небольшого кивка головой до глубокого поклона в пояс.
·       Китай - традиционное китайское приветствие, которое называется «коутоу», представляет собой обычное для многих азиатских стран складывание рук и поклон.
·       Таиланд - приветствующий должен сложить ладони вместе, как будто он молится, приложить их к голове, поклониться и произнести «савадди». Чем выше руки по отношению к лицу, тем больше уважения оказывается тому, кого приветствуют.
·       Африка – специальные ритуальные танцы.
·       Восток - ладонью правой руки покрывают кисть левой руки, обе руки опущены вниз и прижаты к телу, которое слегка наклонено вперед, голова опущена.
А теперь давайте поприветствуем друг друга, используя обычаи других народов.


 2.    Игра «Паутинка» (знакомство)
В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная знакомство, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому-нибудь из детей. Каждого ребенка ведущий просит не только назвать свое имя, но и рассказать о своей маме (папе), своей семье, совместном отдыхе и т.д. Можно задавать разные вопросы, например:
·       Какая твоя мама?
·       Что она любит делать?
·       Что ей нравится, что ей не нравится?
·       Кто занимается воспитанием детей в вашей семье.
·       Как вы проводите свободное время?
Взрослый, в руках которого оказался клубочек, рассказывает о своем ребенке. Прежде, чем перекатить клубочек следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: "На что похоже то, что у нас получилось?". Ответов бывает много – сеть, паутина, звездочка, грибница и т.д. Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями напоминают подобное переплетение нитей.
В конце упражнения клубок сматывается в обратном порядке, при этом необходимо еще раз повторить все имена, чтобы участники запомнили их.

3.    Упражнение: «Цветик-семицветик»
Педагог-психолог: Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет упражнение «Цветик-семицветик». Перед вами лежат дневники сегодняшней встречи. На одной из страниц цветок. Предлагаю Вам заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка, ласковые слова, которыми вы его называете, а на лепестках положительные качества ребенка.
Рефлексия:
- Было трудно?
- Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
- Легко ли Вам было заполнять? Почему?
4. Опросник для родителей. На следующей странице дневника опросник для вас.
Инструкция: Данный опросник поможет вам выяснить на каких основаниях строится ваше отношение к ребенку. Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны — баллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов.
1.Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей — до поры его от них ограждать.
2.Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.
3.Если малыш говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а просто фантазирует вслух.
4.Современные школьные программы чересчур сложны.
5.Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.
6.Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.
7.Наивная непосредственность — это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.
8.Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.
9.У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
10.Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины — прирожденные воспитатели.
11.В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.
12.За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.
13.Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.
14.Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.
15.Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.
Обработка результатов
Подсчитайте количество баллов.
12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.
Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.
Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?
Педагог-психолог: Воспитание ребенка сложное и довольно кропотливое дело. Всегда ли мы это делаем правильно? Часто ли вы сталкиваетесь с трудностями в воспитании? (Ответы родителей). А вот что думают об этом наши дети.
5.    Просмотр видеоролика «Взгляд на воспитание снизу»
Педагог-психолог: Мы хотели познакомить Вас с обычаями и традициями воспитания в казачьих семьях.
6.    Презентация: «Системы воспитания в разных странах»»

7.    Упражнение “Узнай по руке” (разминка)
Ребенок (потом кто-то из родителей) с завязанными глазами из множества рук узнает руки своего близкого человека.
Обсуждение:
·       Что помогало тебе узнать руки мамы (ребенка)?
·       Что ты чувствовал, когда ощущал родные руки?

8.    Игра «Доскажи пословицу»
Учитель-логопед предлагает разделиться на две команды. За каждую правильно досказанную пословицу о воспитании и семье, команда получает камушек. Насобиравшая наибольшее количество камней команда,  считается победившей.
Пословицы:
-Детишек воспитать не курочек… (пересчитать).
-Каково семя, таково и … (племя).
-Кто детям потакает, тот потом… (слезу проливает).
-Ребенок, что воск, что хочешь то …(и сольешь).
-Родители трудолюбивы, и дети… (не ленивы).
-Сын мой, а ум у него …(свой).
-Учи дитя, пока поперек лавочки лежит,
А как вдоль лавочки ляжет… (тогда поздно учить).
-Яблок от яблони… (не далеко падает).
-Не тот отец-мать, кто родил, а тот …(кто уму, разуму научил).
-Умел дитя родить, умей… (и научить).
-У семи нянек дитя …(без глазу).
-Дитятко, что тесто: как замесил…(так и выросло).
-Наказать легко, трудно… (воспитать)
9.    Совместное творчество детей и родителей. «Мы – семья и мы вместе».
Детям и родителям предлагается выполнить совместную творческую работу и презентовать. При выполнении данного задания разрешено пользоваться только мимикой и жестами, но не речью. После выполнения задания можно спросить:
-Легко ли было справиться с заданием?
-Быстро ли пришли к общему сюжету?
-Что самое важное на рисунке, чем бы вы хотели поделиться с нами?


10. Заключение.
Рефлексия. (Что понравилось, запомнилось больше всего из сегодняшней встречи? Что нового узнали?)

Педагог-психолог: В ваших дневниках есть небольшие подсказки для родителей: «Простые способы показать детям, что вы их любите». Просим вас воспользоваться хотя бы некоторыми из них, и на следующей встрече поделиться полученными эмоциями и впечатлениями. Спасибо и до новой встречи.