02 декабря, 2016

Вредные привычки. Что же делать? (продолжение)

      Здравствуйте, уважаемые гости и читатели моего блога! Наиболее распространенными патологическими привычками у детей дошкольного возраста являются такие привычки, как сосание предметов, пальца, грызение ногтей, онанизм (мастурбация). Реже у дошкольников встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация). В основе патологических привычек лежит фиксация тех или иных действий. Для того, чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо, прежде всего, понимать их природу.
  Известно, что патологические привычки уменьшают отрицательные эмоциональные переживания у ребенка (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким людям) и способствуют снятию эмоционального напряжения. Фиксации патологических привычек помогает и чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, и повышенное внимание окружающих взрослых к этим действиям. Необходимо помнить, что при подавлении патологических привычек у малыша усиливается чувство внутреннего напряжения. Более того, подавив одну привычку дошкольника, мы тут же получаем взамен другую. Особая трудность заключается в том, что в большинстве случаев у детей отсутствует стремление к преодолению патологических привычек, более того, часто отмечается активное сопротивление попыткам взрослых устранить привычные и приятные действия (понимание патологических привычек как отрицательных у ребенка появляется лишь к концу дошкольного возраста). Наряду с общими чертами патологические привычные действия имеют присущие каждому из них особенности, а значит, и способы преодоления.

                                                 Сосание предметов.
Воспитательница обратилась с просьбой помочь в ситуации: девочке  4 года, в течение дня она периодически сосет тряпочку, которую принесла из дома. На любые попытки забрать любимую тряпочку девочка реагирует агрессивно. Мама  рассказала воспитательнице о том, что девочка очень привязана к тряпочке, с которой не хочет расставаться, не отдает ее даже постирать (мама стирает любимую тряпочку дочери, когда она спит).
 Девочка привязалась к родной вещи (в данном случае ею оказалась тряпочка) в какой-тол сложной для себя ситуации. Произошел перенос чувств девочки на вещь, с которой она стала ощущать себя спокойнее (как с родным человеком, как с другом). Часто такое утешение ребенку приносит общество какой-нибудь мягкой игрушки. Принося такую игрушку в детский сад, ребенок всячески оберегает своего «друга», что и произошло в данном конкретном случае. Посасывая тряпочку, девочка как бы дает понять окружающим ее людям, что она испытывает чувство тревоги, беспокойства, ей нужна помощь и поддержка в новой ситуации пребывания в детском саду. Эта патологическая привычка, как и привычка, сосать палец, говорит нам, взрослым, что ребенку надо перейти на следующий этап развития.

Что нужно делать?

1.     Наполнить жизнь ребенка в детском саду, узнать, чем она любит заниматься, во что играть, заинтересовать играми и увлечениями.
2.     Присмотреться, с кем играет девочка, для того чтобы помочь ей обрести настоящего друга.
3.     Дома родителям необходимо проводить с ребенком как можно больше времени, обязательно разговаривать и играть в разнообразные игры. Когда мама и папа станут настоящими друзьями для ребенка, необходимость в «тряпочке-выручалочке», в суррогатном друге постепенно отпадет сама собой.

Что делать нельзя!

1.     Отбирать любимую вещь девочки, к которой она так привязана. Даже если вы победите, напряжение ребенка только усилится, и нет гарантии, что не появится сосание пальца, ковыряние кожи или другая патологическая привычка.
2.     Наказывать и всячески стыдить за такую привязанность.
3.     Говорить об этом суррогатном друге, то есть фиксировать словами, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными напоминаниями.

Сосание пальца.
Важно знать, что иногда такие методы, как намазывание горчицей, например, помогают отучить ребенка от сосания пальца. И эти случаи дают родителям возможность думать, что они проблему решили. Однако , особенность психики ребенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной привычки на другую. Если ребенок сосет палец, бесполезно запрещать ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание – это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище. Поэтому сосание для ребенка – это вреднейший способ успокоиться, когда он не может уснуть или проявляет беспокойство. Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль. В случае употребления матерью во время беременности алкоголя и курения предпосылка к сосанию пальца закладывается еще до рождения ребенка. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения и успокоения.

Что нужно делать?
1.     Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.) Прежде чем попробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.
2.     Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном его успокоении и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем детстве.
3.     Создать условия для разнообразия впечатлений малыша и использования при взаимодействии с ним подвижных, эмоционально насыщенных игр.

Что делать нельзя.

1.     Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.
2.     Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.

Кусание или грызение ногтей (онихография)

Обкусываться могут не только выступающие части ногтей, но и частично прилегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Обкусывание ногтей может сопровождаться их проглатыванием.
В. (ему 4,5 года) перестал заниматься онанизмом после того, как родители его строго наказали, зато теперь мальчик стал грызть ногти. Как отучить В. грызть ногти?
Из этих двух привычек, которые использует мальчик для снятия напряжения, мастурбация менее инфантильное занятие и преодолевается гораздо легче. А вот грызение ногтей, как и сосание пальца, возвращает ребенка в период младенчества. Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздражения и получает удовольствие. Если ребенок не выражает свои отрицательные чувства, они копятся и, не находя выхода, переполняют его. В этом случае грызение ногтей воспринимается как спасение. Грызение ногтей – легко возникающая привычка, носит непроизвольный, автоматизированный характер, избавиться от нее чрезвычайно трудно.

Что нужно делать?
1.     Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии, позволять ему свободно выражать агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь, например, специальную подушку, на которую ребенок может при необходимости выражать свои негативные чувства.
2.     Не просто отказ от упреков, угроз и наказания, а понимание того, что происходит с ребенком, и переключение, отвлечение ребенка в момент грызения ногтей. Уменьшить чрезмерное требование к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Переключить пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда вы замечаете у своего ребенка привычку.
3.     Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который обычно примерно равен периоду ее протекания.

Что делать нельзя!
1.     Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.
2.     Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в его сознании эту привычку.
3.     Всячески запрещать ребенку грызть ногти, наказывая его за эту патологическую привычку.

Онанизм (мастурбация)
Раздражение половых органов руками, сжатием ног, трением о различные предметы и т.п. У детей дошкольного возраста эта привычка является результатом фиксации игрового манипулирования частями тела и чаще всего не сопровождается сексуальным возбуждением. Возникновению мастурбации способствует повышенная общая возбудимость ребенка.
К нам обратились родители девочки Н. (5,5 лет) по поводу мастурбации их дочери на занятиях в детском саду (девочка ерзает на стуле). Проявления мастурбации у Н. начались в три года после переезда семьи на новую квартиру. Первое время (около 2 месяцев) девочке пришлось спать одной в комнате на неудобной раскладушке, а не как раньше – в своей кроватке рядом с мамой и папой. Беспокойство, вызванное новой обстановкой, девочка научилась снимать, занимаясь мастурбацией. Родители Н. заняты карьерой и мало общаются со своей единственной дочерью, которая внутренней направленностью переживаний очень похожа на своего малообщительного отца.
Мастурбация может привести к замкнутости ребенка, усилив его интроверсию (внутреннюю переработку чувств, переживаний). Мастурбация у необщительных детей является поводом для серьезной тревоги родителей. Отсутствие у таких детей откровенности с родителями не дает возможности отреагировать адекватным способом на свои чувства и переживания. Предпосылкой возникновения онанизма может являться активный темперамент ребенка и соответствующая ему повышенная потребность в снятии напряжения. Такая же повышенная потребность может возникнуть у ребенка, нервно-соматически ослабленного, с повышенным уровнем возбудимости.
Что нужно делать?
1.     Постарайтесь понять, что именно ваше поведение вызывает напряжение у ребенка, заставляющее его получать краткое удовольствие и расслабление (излишняя строгость, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение активности, запреты, физические наказания и др.)
2.     Научите своего ребенка разным способам получать удовольствие. Составьте для себя «меню удовольствия» («Я могу получать удовольствия от…») и для ребенка («Чем ты любишь заниматься, что тебе нравиться…») Чем больше вы вспомните вместе с ребенком тех приятных дел, которые ему нравятся, тем легче вам будет разнообразить способы получения удовольствия. Поделитесь с ребенком своими способами получения удовольствия из своего «меню». И пусть это будет, например, запутывание ниток рядом с мамой, которая получает удовольствие от вязания.
3.     Отвлекайте ребенка более приятным и интересным занятием, расширив круг его интересов и общение со сверстниками. Повышайте активность в движениях, в способах выражения чувств и включите в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувств тела: купание, обливание, обтирание.

Что делать нельзя.

1.     Усердствовать при купании ребенка, проявляя при этом усиленное внимание к его половым органам. Чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы, качать на ноге, находиться в одной постели с ребенком, оставлять его надолго в постели без сна, надевать тесную одежду.

2.     Наказывать ребенка за онанизм (мастурбацию), тем более бить по рукам малыша, который таким образом исследует свое тело. Шлепки и порка способствуют приливу крови к половым органам ребенка, вызывая раздражение генитальной области тела.

3.     Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны). Отдавать предпочтение в питании ребенка сладкой, экстрактивной и мясной пище.
В заключение отмечу, что чем больше стремление родителей убрать, ликвидировать внешний атрибут проблемы – будь то сосание пальца, предметов, грызение ногтей или онанизм (мастурбация), тем меньше шансов устранить причину появления привычки. В профилактике патологических привычек большое значение имеют нормализация внутрисемейных взаимоотношений, мягкое и ровное отношение к ребенку, удовлетворение его потребности в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные мероприятия, развитие творчества.

Надеюсь, что у вас, уважаемые родители, хватит воли и терпения относиться к патологическим привычкам с должным вниманием. Только тогда ситуация вашего ребенка изменится в желаемую сторону.