21 ноября, 2016

Третья встреча клуба : "В мире сказки"


    Здравствуйте, уважаемые гости и читатели моего блога! Вот и состоялась наша долгожданная, очередная встреча с детьми и родителями, в рамках детско-родительского клуба "Мы такие разные". Эту встречу с нетерпением ждали и дети, и родители, и педагоги. На запланированную встречу мы приготовили для родителей сюрприз - инсценировку кубанской народной сказки: "Как казак женился". Такой маленький творческий дебют для меня и моей коллеги Мамедовой Гюльхар Эльданизовны. 
Сказка получилась яркой, эмоциональной, веселой и очень музыкальной. Все остались довольны, особенно дети. Яркие, красочные костюмы, любезно предоставленные детским садом украсили нашу сказку, наши казачата лучше вошли в свой образ и сыграли свои роли на сто процентов. Репетиций было очень мало так как детский сад готовится к замечательному празднику Дню матери и к проведению городского семинара, на котором мы будем презентовать свой клуб. Но дети-артисты не подвели и за это им огромное спасибо, они большие молодцы, мы гордимся ими.

Творческая выставка:
«В мире сказки» или «Устное народное творчество-кладезь мудрости»
Задачи:
                 Повышение уровня знаний родителей в вопросах использования в воспитании детей устного народного творчества;
                 знакомство родителей со значением и особенностями организации театрализованной деятельности дошкольников;
                 формирование национального самосознания, воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать как бесценную сокровищницу;
                 познание нашего края через произведения фольклора, использование возможностей литературы родного края для приобщения к самообразованию.
Оборудование: национальные кубанские костюмы, макет радуги и солнца, театральная ширма, карточки с именами сказочных героев и сказками «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот и лиса».
Предварительная работа: чтение сказок народов Кубани детям, оформление рисунков детей и родителей к сказкам в виде альбома.

1.    Педагог: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня состоится наша, уже третья встреча, которую мы назвали «В мире сказки».
Присказка.
Начинаются наши сказки,
Заплетаются наши сказки.
На море-океане, на острове Буяне.
Там березонька стоит,
На ней люлечка висит,
В люльке зайка крепко спит.

Как у зайки моего
Одеяльце шелково,
Перинушка пухова,
Подушечка в головах.

Рядом бабушка сидит,
Зайке сказки говорит.
Сказки старинные
Не короткие, не длинные:

Про кошку,
Про ложку,
Про лису и про быка,
Про красавца казака…
Про гусей-лебедей,
Про смышлёных людей…
(русская народная присказка)
Это присказка, а сказка? Сказка будет впереди.



2.    Инсценировка кубанской народной сказки «Как казак женился».
(появляется, в окошке домика, бабушка-сказочница)
Бабушка-рассказчица:  Жил да был, ел да пил в одной из станиц Кубанской области казак по имени Мыкола.
(Из-за ширмы выходит «Мыкола», под музыку «Оксанка», садится на «завалинке», вздыхает)
И была у того казака любимая девушка—Марья.
(Выходит «Марья», под музыку «Чернява», садится на «завалинке»,  вздыхает)
 Любили они друг друга очень сильно, но встречались тайно, так как отец Марьи не имел желания видеть Мыколу со своей дочерью.

(«Мыкола» и «Марья» поглядывают друг на друга, вздыхают. Выходит отец Марьи)
 И вообще он считал, что Марье еще рано встречаться с женихами. 
 Все вокруг знали о любви молодых и видели, как они страдали.
(Выходит отец девушки, грозит ей пальцем)
Но отец девушки и слушать ничего не хотел об этом.  Горевал-горевал Мыкола и решил, все-таки, рискнуть и идти говорить с отцом Марьи и просить у него руки и сердца дочери. 
(«Мыкола» зовет друзей, идти свататься)

Мыкола: « Хлопцы, ай-да свататься!»
(двигаются под веселую музыку «Ой да нам..», по кругу)
Позвал он с собою товарищей и отправился к дому Марьи. На пороге встретил казаков хозяин.
(Подходят к отцу, кланяются)
Отец: «Здорово, хлопцы! С чем пожаловали?»
Мыкола: «Здравствуй, батько. Пришел я просить у тебя руки твоей дочери Марьи».  
Бабушка-рассказчица: Старый казак почесал затылок, прищурил глаз и хитро так говорит.
Отец: «Если после ночи снова случится ночь, то можешь приходить за моей дочерью и не будет тебе отказа».
(«Мыкола» возвращается домой, под грустную музыку «Ансамбль Криница»)
 Бабушка-рассказчица: Вернулся Мыкола домой, расстроился, сидит,  чуть не плачет.
(«Мыкола» садится на «завалинке», вздыхает, вытирает скупую мужскую слезу)
 И просидел он так всю ночь. 
(Включается крик петуха)
(Задвигается ширма, на которой солнце и радуга.

«Мыкола встает подтягивается, зевает).
 А утром выходит на крыльцо, глядит, а через все небо радуга светится и начинается она прямо в его дворе.  Мыкола, не долго думая, взял мешок и полез по радуге на небо.
(«Мыкола» двигается вдоль ширмы к солнцу, снимает солнце
и кладет в мешок)
 Долез до солнца и сунул его в мешок, а пока радуга исчезала, он скатился с нее к себе в огород. И темно стало, и птицы перестали петь, и наступила за ночью ночь.
(Приглушается свет)
 А Мыкола завязал потуже мешок с солнцем, спрятал его в погреб, дверь на семь замков запер, пошел и улегся спать.
(«Мыкола» прячет мешок и ложится спать)
 Проснулся, смотрит, а солнце отпускать пора.
(Включается крик петуха)
(Просыпается и подтягиваясь, зевает)
Открыл он погреб, достал мешок, выпустил красно солнышко на волю, и оно потихоньку стало подниматься к небу.
(«Мыкола» вешает солнце на место)
 И наступило утро. 
 Вот так и случилось на земле две ночи подряд.
(«Мыкола» идет к дому девушки, которая встречает его с отцом. Отец берет руку казака и казачки и соединяет их)

И в этот же день получил Мыкола разрешение на руку и сердце Марьи от ее отца, потому что тот уже не мог отказать, так как был он человек слова. 
   А через три дня гуляли они такую свадьбу, какой станичники не видели век до этого и век после этого.
(Танец «Мыколы» и «Марьи»)


3.    Показ иллюстраций к сказкам народов Кубани (в виде презентации), для составления альбома со сказками. (рисунки детей)


4.    Игра «Хоровод сказочных героев». Назовите, пожалуйста, сказки, которые вы читаете дома. Вспомните, какие сказочные герои живут в этих сказках, но не называйте их. Мы сейчас поиграем. Один ребенок встанет в центр круга и изобразит какого-либо сказочного героя. Остальные должны сначала отгадать, а затем изобразить этого же героя. (Дети по очереди изображают своих любимых сказочных героев, остальные пытаются угадать, кого задумал водящий).



Педагог-психолог: Послушайте загадки о сказочных героях и попробуйте их отгадать. Угадайте героев сказки, я даю вам всем подсказки, чтобы легче отвечать, будем строки рифмовать.
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился… (Колобок)

Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)

Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино)


Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш…(Малыш)

Он сластёна, любит мёд,
ходит в гости круглый год.
И поёт он песни вслух.
Медвежонок… (Винни-Пух)

Детям всем она знакома,
а живёт в лесу у гномов,
но совсем не сладкоежка
её имя… (Белоснежка)

У него для детворы
есть воздушные шары.
Имеет хвостик, как крючок.
Поросёнок… (Пятачок)

Он кривой и хромоногий,
всех мочалок командир.
Он конечно, всех отмоет,
умывальник (Мойдодыр)

Кто работать не хотел,
а играл и песни пел?
К братцу третьему потом
прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку.
Её название…(3поросенка)
Не нужны были подсказки, угадали вы все сказки.  Их создавали мудрецы, а вы все вместе: (молодцы!).
5.    Упражнение «Расскажи стихотворение голосом сказочного героя»
Педагог-психолог: Давайте вспомним с вами какое-либо стихотворение, которое вы учили раньше. Теперь вам нужно рассказать его голосом какого-либо сказочного героя. Например, голосом Бармалея, Бабы-Яги или Мышки-норушки, Машеньки. Имя этого сказочного героя вы прочитаете на карточках, которые я вам раздам. Остальные внимательно послушают, а затем постараются отгадать, голосом какого сказочного героя было рассказано стихотворение.

6.    Игра – пантомима «Кто здесь кто?»
Педагог-психолог: Кто много сказок прочитал, легко найдет ответы. Да вы и так давно их знали. Ну что, проверим это? Кто знает правильный ответ, быстрей тяните руку! Пусть каждый знает, нам сегодня  – не по пути со Скукой!
- Как звали трёх медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя». (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
- Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-наф).
- Какая была избушка у зайца в сказке «Заюшкина избушка»? (Лубяная)
- Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
- Кого величают по отчеству Патрикеевна? (Лиса)
- Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)
- На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
- Кто говорил, что он красивый, в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
- Какие герои сказки кушали из кувшина и тарелки и оба остались голодными? (Лиса и журавль)
- Кто спаситель Мухи-Цокотухи? (Комар)
- Как величал своего хозяина Кот в сапогах? (Маркиз Карабас)
- Как звали девочку, которая помчалась за Белым кроликом, провалилась в очень глубокий колодец и оказалась в удивительной стране? (Алиса)

   А сейчас мы разделимся на две группы. Каждая группа будет готовить спектакль по какой-нибудь известной сказке. Для этого нам нужно будет разойтись по разным углам комнаты. (Каждой группе педагог раздает карточки со сказками «по секрету», какую они будут разыгрывать, и помогает в распределении и подготовке ролей. Сказка разыгрывается без слов) Теперь вам надо показать свой спектакль другой группе и наоборот. По характерным движениям и жестам дети и родители – зрители должны догадаться, какую сказку они видели и кто какие роли исполнял.





Мы побывали в мире русских народных сказок, дети сами распределяли роли и выбирали сказки. Получились сказки: "Теремок", "Колобок", "Заюшкина избушка", "Репка". Планировали встречу совместно с родителями, но детям так понравилось играть в сказку, что родителям осталось место только в зрительном зале.Но я думаю, что раз дети остались довольны, то и родители остались не в обиде. Спасибо всем родителям и детям, которые приняли активное участие в создании нашего творческого альбома "Сказки народов Кубани".