Здравствуйте уважаемые читатели и гости моего блога! Хотелось бы затронуть очень актуальную, на мой взгляд, тему леворукости. Она остается одной из самых серьезных проблем при подготовке детей к школе. Долгое время считалось, что леворуких детей надо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате переучивания у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем,
что леворукость - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.
А это говорит о том, что если мы будем заставлять ребенка писать правой рукой, значит будем вмешиваться в сложную функциональную систему.
Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка. (А.Л. Сиротюк "Коррекция обучения и развития школьников")
Леворукость может быть генетическая, патологическая и социальная. Генетическая - передается по наследству, патологическая леворукость может возникнуть в результате "минимальной мозговой дисфункции", возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания. (гипотезы природы леворукости)
У леворуких детей чаще бывают неврозы, так как они в "праворуком" мире испытывают сильнейший стресс. Окружающий мир, как правило, рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.) Леворукие часто очень музыкальные люди, но большинство музыкальных инструментов асимметричны. Методики обучения рассчитаны на праворуких людей.
Ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а до этого предпочтение руки неустойчивое. Если ребенок в 4 года предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, психологи советуют не переучивать ребенка, дабы не сформировать невроз (беспокойный сон, тики, снохождение, заикание, ночное недержание мочи). У маленького ребенка начинает формироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми.
Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины всеобщности. В наше время не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и узнать о них больше - путь цивилизованного отношения к феномену леворукости. Однако, предрассудки живучи. В некоторых странах до сих пор левую руку считают "негодной", а леворуких "ненормальными".
Негативное отношение к леворуким в нашей стране имеет свою историю. В 1924 году доктор А. Капустин в работе "Детская леворукость и проблема воспитания левой руки" представил результаты исследования левшей в неврологической клинике. Его вывод: "Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, т.е. обладать хорошим физическим развитием и высокой степенью одаренности, но чаще всего левша все-таки дегенерат" Обследование проводилось в неврологической клинике, т.е. среди больных детей, поэтому столь резкая оценка не имела никаких оснований. К сожалению, представления о связи между леворукостью и низким уровнем умственного развития существуют и сегодня, несмотря на то что специальные психологические исследования доказали обратное.
Стремление сделать леворуких "такими как все", "выровнять", а иногда еще и "гармонично развить" создало проблему переучивания, У нас только в последние годы перестали активно и насильно переучивать таких детей в детском саду и в школе.
Наряду с мнением о значительных сложностях развития леворуких детей, есть представление об уникальных особенностях леворуких людей. Считается, что леворукие - люди творческие, эмоциональные. Леворукими были: Пифагор, Аристотель, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Наполеон, Чаплин, Энштейн, Пикассо. Возможно и ваш, леворукий ребенок станет успешным как Билл Гейтс, или знаменитым, как Джулия Робертс. Главное - верить в своего ребенка и любить его таким, какой он есть.
Методики определения леворукости. ("Леворукий ребенок" М.М. Безруких)
Наиболее типичные тесты.
1. "Переплетение пальцев рук". Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без
подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки,
у левшей — левой .
2. “Поза Наполеона” — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у
правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье .
3.
“Одновременные действия обеих рук” — рисование круга, квадрата, треугольника.
Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более
точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные,
меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не
расходятся.
Некоторые
исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть
возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая
рисуется не ведущей рукой.
Немецкий
исследователь Ф. Кречмер предлагает для определения рукости попросить ребенка
продемонстрировать следующие действия:
-
полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик,
достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из
ванны и т. д.
Если
ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения
легче и точнее, то он — левша. Однако использовать задания, предложенные Ф.
Кречмером, не так просто, как кажется на первый взгляд. При определении рукости
важно все: где находится предмет, которым нужно манипулировать, где находится
ребенок, как дается инструкция.
Cистема
тестов для определения рукости, разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским.
Эта
система включает игровые задания, подобранные с учетом способов
манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что
затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания мы даем в двух
вариантах. Для того чтобы результаты тестирования были объективными,
постарайтесь соблюдать следующие условия:
*
Лучше, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему
позаниматься или поиграть.
*
Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив
ребенка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребенком
на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки.
*
Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом со
столом на низком столике, чтобы ребенок не видел их, не отвлекался.
Первое
задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш
(фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка.
После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой
рукой. Часто дети отказываются: “я не умею”, “у меня не получится”. Можете
успокоить малыша: “Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой
(левой) рукой, но ты постарайся” Подбодрите его, скажите, что он делает все
верно. В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.
Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или
карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.
Для
того чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, удобно занести их в таблицу.
Второе
задание — открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенку
предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило
случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди спичку (фигуру) в одной из
коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.
Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.
Третье
задание — “Построй колодец из палочек (спичек)”. Сначала из палочек (спичек)
строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.
Четвертое
задание — “Игра в мяч”. Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать
и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый
просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать
мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.
Пятое задание — вырезание
ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать
цветок, зайчика, узор и т. п.). Учтите, что более активной может быть рука,
которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут
быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс
вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не
соответствуют руке ребенка.
Это
задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15
штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука
ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото.
Карточки
стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребенком и только после
этого еще раз сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а
другой разложи их перед собой”. Для того чтобы ребенку было интереснее,
попросите его называть то, что нарисовано на карточках.
Шестое
задание — нанизывание бисера или пуговиц на иголку с ниткой или шнурок.
Седьмое
задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть
несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите,
ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.
Восьмое
задание — развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узлов из
шнура средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел
(другая держит узел).
В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков — процесс довольно сложный и ребенок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания — составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить.
Девятое
задание — построить из кубиков дом, ограду и т. п.
Ведущей
является рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При
складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно
привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать
задание, предложив ребенку конструктор, мозаику с конкретным заданием,
пирамидку.
Десятое
задание — для родителей. Это данные о семейной леворукости. Если в семье у
ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки,
дедушки, нужно поставить плюс в графу “Левая рука”, если нет — в графу “Правая
рука”. Если вы получили больше семи плюсов в графе “Левая рука”, то ребенок
скорее всего леворукий.
Внимательно
проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе “Левая рука” за
задания 2-9, а за первое — рисование — плюс будет стоять в графе “Правая рука”,
то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может лучше
выполнять левой рукой, а графические — правой. В этом случае, выбирая руку для
письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических заданий.
Очень
часто десяти заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой
ребенок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать
дополнительные задания, например из тех, которые предлагает французская
исследовательница М. Озьяс:
1.
Выпить воду из стакана..
2.
Почистить обувь щеткой.
3.
Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.
4.
Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).
5.
Перелить воду из одного сосуда в другой.
6.
Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать “мишень” на листе бумаги или
использовать игру “Дартс”).
7.
Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или
пластмассового конструктора.
8.
Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во фла кон с узким
отверстием).
9.
Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.
10.
Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
11.
Продеть нитку в иголку.
12.
Стряхнуть с себя соринки, пыль.
13.
Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
14.
Достать бусинку ложкой из стакана.
15.
Позвонить в колокольчик.
16.
Закрыть, открыть застежку-молнию.
В
тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания
3, 4, 6, 12, 13, 14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют
более объективно оценить превосходство одной руки над другой.
По
материалам книг:
А.Л.Сиротюк
"Коррекция обучения и развития школьников"
М.М.
Безруких "Леворукий ребенок"
Комментариев нет:
Отправить комментарий