20 октября, 2016

Родительская гостиная: "Сила семьи - в ее традициях".


В современном, быстро развивающемся обществе проблема поликультурного воспитания дошкольников выходит на первый план. Изменившиеся условия современной жизни диктуют необходимость  использования в работе с дошкольниками принципов психологии и педагогики, обеспечивающих комфортное пребывание каждого ребенка в мультикультурном социуме и полноценное развитие, независимо от национальной принадлежности, формирование толерантности, складывающейся из уважения точки зрения другого человека, доброжелательного отношения и проявления интереса к другой культуре.
Новое поколение детей должно быть толерантным, терпимым, с развитым чувством уважения к людям иной культуры, умеющим жить с ними в мире и согласии, с готовностью к активному взаимодействию.
   В конце ХХ века пошел процесс сближения стран и народов, произошла мощнейшая миграция населения (в мире 2000 народов и более 200 стран), превращая планету в «глобальную деревню». Это потребовало сменить ценностные ориентации и переориентироваться с монокультурного образования на многокультурное, т.е. поликультурное при сохранении в качестве стержня свою собственную культуру.
Поликультурное воспитание понимается как психолого-педагогический процесс, предполагающий учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает: адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми разных традиций; ориентацию на диалог культур; отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Процесс поликультурного воспитания охватывает все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и направлен на формирование, высоконравственной личности, способной к осуществлению собственной оценочной деятельности, самостоятельной выработки жизненной позиции, основанной на твердых нравственных убеждениях.  
  Базовое учреждение поликультурного образования - детский сад, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей, традиций.
  Педагогическая технология приобщения дошкольников к творчеству, обычаям и традициям других народов и воспитания нравственных чувств в ДОУ строится на основе следующих подходов:
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (театрализованная, изобразительная, декоративно-прикладная, музыкальная, учебно-познавательная);
- интеграция различных видов искусств при опоре на разные жанры фольклора народов Кубани;
- использование взаимодействия в системе педагог-ребенок-родители;
- осуществление воспитательной работы на основе культур разных национальностей.
В нашем детском саду на базе инновационной площадки готовится вторая встреча детско-родительского клуба "Мы такие разные", родительская гостиная "Сила семьи в ее традициях". На которой мы, конечно же будем говорить о традициях воспитания и обучения в кубанских семьях.
Презентация: https://docs.google.com/presentation/d/1cUgHX2oJJiNl9WNQDt2CyjP3YbDsFbTy_0W60WSQYew/pub?start=false&loop=false&delayms=3000
Кубань… так называют наш край по имени реки. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Все живущие на Кубани люди стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Нельзя забывать, что любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери. 

   Во все времена семья играла особую роль в жизни человека, предопределяла становление его личности, фундаментальных ценностей передающихся от поколения к поколению. Традиции воспитания в кубанских семьях мы рассмотрим на примере казачьей семьи, в которых главными качествами личности считались: трудолюбие, честность, общительность, радушие и добрый нрав.
   Семьи на Кубани были большие. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки.
Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнятся год. Подстриженного мальчонку сажали верхом на коня и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина.  
 Схватиться за гриву — будет жив. Заплачет, повалиться с коня — быть убитому. Крестный, обучал церковным обычаям и всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг или чрезмерно мягок, а крестный — духовный отец — будет и строг, и справедлив. С трех-пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде, рукопашному бою. 

Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой — с десяти. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Оставалось и время для детских игр.    Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины. Женщины не имели право вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина.
  Воспитание девочки в казачьей семье очень сильно отличалось от воспитания мальчика, потому что у них было другое предназначение: стать хорошей хозяйкой, рукодельницей, многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни, крепким тылом воина — казака. Девочки начинали работать с детства. 
Таскаясь "хвостиком" за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком — это умела каждая казачка. Была и особенная работа — нянчить младших!  
Трудовая жизнь начиналась рано. Но не исключала радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины.   Росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, — этому было подчинено все ее воспитание. 
В казачьей семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении.

   К сожалению то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно теряем. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа. Наша задача, возрождать традиции кубанского народа, воспитывать чувство любви к родному краю.