
Здравствуйте,
уважаемые гости и читатели моего блога! Хочется поделиться своими
впечатлениями, эмоциями о проведении первой встречи нашего детско-родительского
клуба "Мы такие разные". В рамках инновационного проекта ДОУ
"Создание поликультурной образовательной среды дошкольников, как средство
развития традиционной культуры Кубани в ДОО" осуществляет работу
детско-родительский клуб "Мы такие разные". Мне предложили в рамках
этой программы создать клуб совместно с педагогами и родителями. Первая наша
встреча-знакомство прошла 22 сентября. Прошла в теплой, непринужденной,
позитивной атмосфере.
Очень порадовала ответственность и
серьезность, с которой родители подошли
к этому мероприятию. Родители и дети активно участвовали во всех продуманных
нами играх и практических упражнениях. В начале встречи мы изготовили визитные
карточки, познакомились с каждой семьей, узнали о их любимых совместных
занятиях. Провели тренинг "Тайна моего имени", попробовали раскрыть
тайны имен каждого присутствующего на встрече. Поиграли в игры
"Почтальон", "Объясни
имя", "Эхо" вместе с учителем - логопедом. Завершили встречу
созданием общего родословного дерева, на котором каждая семья разместила
фотографии своих близких. Организатор и оформитель этого интересного
практического этапа замечательный, креативный педагог нашего ДОУ - Мамедова
Гюльхар Эльданизовна. Огромное ей спасибо за творческое участие в нашем новом
мероприятии.
Первая встреча
детско-родительского клуба
«Мы такие разные»
(конспект)
Круглый стол:
«Давайте познакомимся!»
Цель: познакомиться
с участниками клуба; определить направления клуба, выявить запросы родителей по
организации работы и успешного взаимодействия; создать условия для
сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации; знакомить родителей и
детей с традициями и обычаями русского народа.
Оборудование: заготовки
визитных карточек, краски, карандаши, листы бумаги, ручки, «родословное» дерево на ватмане, листочки для
дерева, фотографии, ножницы.
Педагог-психолог: Здравствуйте,
уважаемые родители и дети. Садитесь поудобнее, мы начинаем нашу первую встречу
в рамках детско-родительского клуба под названием «Мы такие разные». В нашем
дошкольном учреждении проводится инновационная работа по приобщению детей к
культуре русского народа, культуре Кубани. В рамках данной инновационной
деятельности нами, педагогами детского
сада, совместно с вами, родителями будет создан детско-родительский клуб «Мы
такие разные». (Обсуждение примерного
тематического плана клуба на учебный год)
1.
Упражнение «Знакомство». ( оформление визитных карточек)
Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад
– это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе.
Сделаем это с помощью презентации. Перед вами на столах заготовки для визитных
карточек, цветные карандаши, фломастеры, краски. Ваша задача – за 5 минут
создать рисунок – герб вашей семьи, который расскажет нам о вашей семье. Затем
вы представляете нам вашу семью, показываете результаты вашего творчества и
говорите несколько слов о членах своей семьи.
2. Тренинг «Тайна моего имени» (Презентация:https://docs.google.com/presentation/d/1u0bpyQogs-cF4lkzDa9qISW7ewBxt9DKyFIEkQmxpzw/pub?start=false&loop=false&delayms=3000
Педагог-психолог: Давайте,
внимательно посмотрим друг на друга и скажем, чем мы похожи. (Ответы детей и
родителей) . Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки есть у каждого и что-то, чего нельзя увидеть,
но что отличает его от других. Что это? (Имя) Именно поэтому нашу первую встречу мы назвали
«Давайте познакомимся!» Ведь общаться и дружить нам предстоит на протяжении
всего года. Встречаться мы с вами будем один раз в месяц. Темы встреч и ваши
пожелания мы обсудим в конце нашего круглого стола.
Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя?
Имена – это слова, но особые. Они означают очень многое. Я расскажу вам, как на
Руси давали имена. В Древней Руси
очень серьезно относились к именам. Считалось, что имя, данное при рождении, влияет
на дальнейшую судьбу человека. Кстати, некоторые восточные религии и сейчас
полностью разделяют это мнение. До принятия христианства восточные славяне
(предки русских, белорусов и украинцев) использовали только личные имена, а вот
после Крещения Руси каждый ребенок обретал еще и крестильное имя. Но традиции
язычества были крепки – в широком употреблении еще долго оставались
имена-прозвища, которые нередко вытесняли имя, данное по святцам.
«Сложились судьбы всех детей по-разному, но имя тоже
освещало путь»
По какому же принципу наши предки выбирали имена своим наследникам? Мог
сыграть свою роль любой из следующих факторов.
- По тем жизненным обстоятельствам, при
которых ребенок появился на свет. Например, Ждан – это долгожданный ребенок, Вторак
и Третьяк – соответственно, второй и третий в семействе, Любава – любимая
родителями. По схожим причинам нередко возникали и имена с негативным оттенком
– например, Неждан или Ненаш.
- По отличительным признакам характера,
которые чадо ярко проявляет – Смеяна, Забава, Будияко, Шумило, Бессон. Кстати,
даже самые «резкие», на наш взгляд, имена, вовсе не обязательно имели
отрицательный смысл. Так, Бессон – это недремлющий и всегда бодрый. От подобных
имен впоследствии произошло большое количество распространенных фамилий, таких,
как Бессоновы, Шумейко, или Смеховы.
–
Мальчики нередко получали имена в зависимости от времени, и даже от погоды, во
время которой они родились. Так появились Суббота и Мороз. А еще наши предки
нередко использовали славянские названия месяцев года: так, апрель – Березень,
май – Травень, Август – Зарев и т.д.
Наши
предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось,
чтобы их дети выросли сильными, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие,
как, например, Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила
(милая людям).
Послушайте
стихотворение:
«Был в старину
такой обычай…»
Был в старину
такой обычай:
Несли младенца в
церковь. Там,
В страницы святцев
пальцем тыча,
Поп имена давал
по дням.
Коль ты родился
в день Ефима,
То, назван
именем таким.
Но если в день Иеронима,
То – хошь не
хошь – Иероним!
( М. Владимов)
После введения христианства на Руси вошли в практику
именования, так называемые календарные
имена. Детей стали называть именами святых из церковного календаря. Христианство
пришло на Русь из Византии, и поэтому имена эти в большинстве своём греческого
происхождения. Появились латинские, древнееврейские, древнеперсидские и
другие имена.
Греческие и
римские имена подчёркивали в людях моральное и физическое достоинство.
Греческие
имена:
·
Андрей
– «мужественный»
·
Александр
– «защитник»
·
Алексей
– «оберегающий»
·
Евгений
– «благородный»
·
Никита
– «победитель»
·
Тихон
– «счастливый»
Римские
имена:
·
Виктор
– «победитель»
·
Валерий
– «здоровый, сильный»
·
Марина
– «морская»
·
Наталья
– «родная»
·
Максим
– «величайший»
·
Виолетта
– «маленькая фиалка»
·
Маргарита
– «жемчужина»
·
Стела
– «звезда»
Древнееврейские
имена:
·
Михаил
– «равный Богу»
·
Илья
– «сила Божья»
·
Елизавета
– «клятва Богу»
·
Сусанна
– «белая лилия»
·
Даниил
– «суд Божий»
·
Иван
– «Божье благоволение»
·
Мария
– «горькая, госпожа»
·
Анна
- «милость» (слайд 16)
Старославянские
имена:
·
Владимир
– «владеющий миром»
·
Вячеслав
– «более славный»
·
Станислав
– «славный своею крепостью»
·
Злата
– «золотая»
·
Лада
– «милая, совершенная»
·
Людмила
– «милая людям»
Скандинавские
имена:
·
Олег
– «святой, священный»
·
Ольга
– «святая»
Среди современных русских имён
встречаются также имена, созданные после Октябрьской революции. Тогда общество пыталось покончить со старой жизнью
и создать всё новое, в том числе и имена. (Искра, Революция, Гений, Радий, Электрон, Грация, Воля). Эти имена не
прижились. Давали имена и по названию месяцев: Октябрина, Ноябрина, Майя.
Самыми популярными были имена, образованные из нескольких первых или начальных
букв имён вождей: Владлен ( Владимир Ленин), Марлен (Маркс, Ленин), Донара
(дочь народа).
«В защиту детей»
Если только ты
умён,
Не давай ребятам
Столь затейливых
имён,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела
мать
Дочке белокурой.
Вот и вздумала
назвать
Дочку
Диктатурой.
Хоть семья её
звала
Сокращённо Дита,
На родителей
была
Девушка сердита
Для, другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он,
наконец,
Дочь свою Идея.
Звали мама и
сестра
Девочку Идейкой.
А ребята со
двора
Стали звать
Индейкой.
Пусть поймут
отец и мать,
Что с прозваньем
этим
Век придётся
вековать
Злополучным
детям…
(С.Я.
Маршак)
По имени можно много узнать о человеке: мальчик это или девочка, молодой
человек или пожилой. Вот мы сегодня и постараемся побольше узнать о ваших
именах. Послушайте, пожалуйста, отрывок из еще одного стихотворения.
«Октябрины».
Сергеями,
Андреями
Иванами,
Иринами,
Маринами,
Татьянами
Теперь детей
стараются назвать.
А было время –
именами странными
Одаривали их
отец и мать.
(Е. Долматовский)
Интересно, а
почему именно так, а не иначе наши родители назвали своих малышей. (Выслушиваем
рассказы родителей).
Давайте поразмышляем над скрытым смыслом наших величественных имен. Для
начала откроем тайну первого звука нашего имени. Например, Михаил, и мне
приходит на помощь Мудрость и Мужество. А могут навредить мелочность и
мягкотелость. Игорь – Искренность и Ироничность, инертность и импульсивность.
Пожалуйста, у вас есть время, чтобы понять смысл, скрытый в первой букве вашего
имени. На это задание отводится 3 минуты, по истечении которых вы расскажете о
своих находках.
Спасибо вам за искренность. Имя – это не
простое сочетание букв. В нем каждый звук находится на своем особенном
месте и образует нечто целое,
неповторимое и ценное. Давайте попробуем открыть
значение каждого звука нашего имени.
3.
Игра «Почтальон»
Педагог-психолог:
Предлагаем,
вам поиграть в игру, которая называется «Почтальон». Я раздам вам карточки с
названиями станций. Например, ведущий произносит: «Почта едет со станции "Руденко" на станцию "Резниковы"». (используем фамилии участников или имена) Игроки, чьи станции названы, (мама и ребенок,
в паре), должны как можно быстрее поменяться местами. В это время ведущие
пытаются занять свободное место. Игроки, места которых заняли, становятся
ведущими. Если ведущие говорят: «Почта идет во все города», тогда местами
должны поменяться все участники.
4.
Игра «Эхо»
Учитель-логопед: Сейчас мы
предлагаем вам поиграть в игру. Тот, кто сидит справа от меня, должен будет
назвать свое имя и прохлопать его в ладоши, вот так: «Ви-ка, Ви-ка». А мы
дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Викина соседка
справа, а мы снова повторяем. Можно менять интонацию и тембр голоса. Таким
образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя.
5.
Игра «Объясни имя».
Учитель-логопед: Итак, у
каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть
кличка. Я сейчас вам буду называть, и
показывать имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить,
почему их так зовут. Например: Незнайка (его так звали, потому что он ничего не
знает), Белоснежка (белая, как снег), Снегурочка (она сделана из снега),
Синеглазка (это девочка с синими глазами), Курочка Ряба (она пестрая, рябая),
Корова Буренка (она коричневая, бурая), Бычок Смоляной Бочок (у бычка бок в
смоле).
А теперь попробуйте угадать, откуда взялись названия некоторых животных.
Вот, например, жук-олень – рога у этого жука знатные. Чем не олень? Или ящерица
– медянка – она получила свое название из-за того, что шкура у нее
красновато-зеленая, отливающая медью. А как вы думаете, откуда получила свое
имя бабочка – голубянка? (у нее голубые крылья); бабочка-поденка? (она живет
всего один день); змея гадюка (опасная, ядовитая); рыба-голец (у нее нет чешуи,
она «голая»); снегирь (эта птица прилетает к нам, когда выпадает снег); птица
кукушка (назвали так, потому что она кукует). Все эти насекомые, птицы,
животные проживают на территории нашей необъятной родины, вместе с нами.
6.
Игра «Ласковое имя»
Педагог-психолог: Предлагаю вам
проверить, как мы с вами запомнили наши имена и поиграть в игру «Ласковое имя».
Мы будем бросать друг другу мячик, и тот к кому мячик попадет, назовет одно или
несколько ласковых имен того человека от кого он поймал мяч.
7.
Конкурс «Кто знает больше необычных имен»
Педагог: Сейчас мы разделимся на две
команды и проведем конкурс. Назвать можно не только свои имена, но и имена
своих родных, знакомых, друзей. Победит та команда, которая вспомнит и назовет
больше имен.
8.
«Родословное дерево»
Педагог: Сегодня, уважаемые родители, мы
приготовили для вас сюрприз. Предлагаем вам и вашим малышам вместе с нами
украсить наше родословное дерево вашими фотографиями, которые вы принесли. Перед вами листики разных цветов. Каждая
веточка нашего дерева – это одна семья. Выбирайте цветовую гамму, близкую вам,
наклеивайте фотографии на листочки и украшайте каждый свою веточку.
9.
«Почтовый ящик»
Педагог-психолог: Наша первая
встреча подходит к концу. Огромное спасибо, вам, что пришли, подарили много
позитивных эмоций нам, и надеюсь, и себе и своим детям. На мой взгляд, наше
знакомство прошло успешно. В конце мне хотелось бы с вами обсудить темы наших
последующих встреч, спросить о ваших пожеланиях и предложениях. Запишите их,
пожалуйста, на своих листочках и положите в «почтовый ящик». Всего, вам
доброго. Берегите себя и своих близких. До новой встречи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий