04 октября, 2016

Первая встреча клуба "Мы такие разные". Круглый стол: "Давайте познакомимся!"



Здравствуйте, уважаемые гости и читатели моего блога! Хочется поделиться своими впечатлениями, эмоциями о проведении первой встречи нашего детско-родительского клуба "Мы такие разные". В рамках инновационного проекта ДОУ "Создание поликультурной образовательной среды дошкольников, как средство развития традиционной культуры Кубани в ДОО" осуществляет работу детско-родительский клуб "Мы такие разные". Мне предложили в рамках этой программы создать клуб совместно с педагогами и родителями. Первая наша встреча-знакомство прошла 22 сентября. Прошла в теплой, непринужденной, позитивной атмосфере.



 Очень порадовала ответственность и серьезность,  с которой родители подошли к этому мероприятию. Родители и дети активно участвовали во всех продуманных нами играх и практических упражнениях. В начале встречи мы изготовили визитные карточки, познакомились с каждой семьей, узнали о их любимых совместных занятиях. Провели тренинг "Тайна моего имени", попробовали раскрыть тайны имен каждого присутствующего на встрече. Поиграли в игры "Почтальон",  "Объясни имя", "Эхо" вместе с учителем - логопедом. Завершили встречу созданием общего родословного дерева, на котором каждая семья разместила фотографии своих близких. Организатор и оформитель этого интересного практического этапа замечательный, креативный педагог нашего ДОУ - Мамедова Гюльхар Эльданизовна. Огромное ей спасибо за творческое участие в нашем новом мероприятии.


Первая встреча детско-родительского клуба
«Мы такие разные»
(конспект)

Круглый стол: «Давайте познакомимся!»
Цель: познакомиться с участниками клуба; определить направления клуба, выявить запросы родителей по организации работы и успешного взаимодействия; создать условия для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации; знакомить родителей и детей с традициями и обычаями русского народа.
Оборудование: заготовки визитных карточек, краски, карандаши, листы бумаги, ручки,  «родословное» дерево на ватмане, листочки для дерева, фотографии, ножницы.
 
   Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители и дети. Садитесь поудобнее, мы начинаем нашу первую встречу в рамках детско-родительского клуба под названием «Мы такие разные». В нашем дошкольном учреждении проводится инновационная работа по приобщению детей к культуре русского народа, культуре Кубани. В рамках данной инновационной деятельности  нами, педагогами детского сада, совместно с вами, родителями будет создан детско-родительский клуб «Мы такие разные». (Обсуждение примерного тематического плана клуба на учебный год)
1. Упражнение «Знакомство». ( оформление визитных карточек)
   Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад – это одна большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе. Сделаем это с помощью презентации. Перед вами на столах заготовки для визитных карточек, цветные карандаши, фломастеры, краски. Ваша задача – за 5 минут создать рисунок – герб вашей семьи, который расскажет нам о вашей семье. Затем вы представляете нам вашу семью, показываете результаты вашего творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи.















  Педагог-психолог: Давайте, внимательно посмотрим друг на друга и скажем, чем мы похожи. (Ответы детей и родителей) . Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки  есть у каждого и что-то, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.  Что это? (Имя) Именно поэтому нашу первую встречу мы назвали «Давайте познакомимся!» Ведь общаться и дружить нам предстоит на протяжении всего года. Встречаться мы с вами будем один раз в месяц. Темы встреч и ваши пожелания мы обсудим в конце нашего круглого стола. 

   Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя? Имена – это слова, но особые. Они означают очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена.  В Древней Руси очень серьезно относились к именам. Считалось, что имя, данное при рождении, влияет на дальнейшую судьбу человека. Кстати, некоторые восточные религии и сейчас полностью разделяют это мнение. До принятия христианства восточные славяне (предки русских, белорусов и украинцев) использовали только личные имена, а вот после Крещения Руси каждый ребенок обретал еще и крестильное имя. Но традиции язычества были крепки – в широком употреблении еще долго оставались имена-прозвища, которые нередко вытесняли имя, данное по святцам. 
«Сложились судьбы всех детей по-разному, но имя тоже освещало путь»
   По какому же принципу наши предки выбирали имена своим наследникам? Мог сыграть свою роль любой из следующих факторов.
- По тем жизненным обстоятельствам, при которых ребенок появился на свет. Например, Ждан – это долгожданный ребенок, Вторак и Третьяк – соответственно, второй и третий в семействе, Любава – любимая родителями. По схожим причинам нередко возникали и имена с негативным оттенком – например, Неждан или Ненаш.

- По отличительным признакам характера, которые чадо ярко проявляет – Смеяна, Забава, Будияко, Шумило, Бессон. Кстати, даже самые «резкие», на наш взгляд, имена, вовсе не обязательно имели отрицательный смысл. Так, Бессон – это недремлющий и всегда бодрый. От подобных имен впоследствии произошло большое количество распространенных фамилий, таких, как Бессоновы, Шумейко, или Смеховы.
 – Мальчики нередко получали имена в зависимости от времени, и даже от погоды, во время которой они родились. Так появились Суббота и Мороз. А еще наши предки нередко использовали славянские названия месяцев года: так, апрель – Березень, май – Травень, Август – Зарев и т.д.   
   Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли сильными, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям). 
 Послушайте стихотворение:

«Был в старину такой обычай…» 
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То, назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То – хошь не хошь – Иероним!
                           ( М. Владимов)
После введения христианства на Руси вошли в практику именования,  так называемые календарные имена.  Детей стали называть именами святых из церковного календаря. Христианство пришло на Русь из Византии, и поэтому имена эти в большинстве своём греческого происхождения. Появились латинские, древнееврейские, древнеперсидские и другие  имена. 
 Греческие и римские имена подчёркивали в людях моральное и физическое достоинство.
Греческие имена:
·        Андрей – «мужественный»
·        Александр – «защитник»
·        Алексей – «оберегающий»
·        Евгений – «благородный»
·        Никита – «победитель»
·        Тихон – «счастливый» 
Римские имена:
·        Виктор – «победитель»
·        Валерий – «здоровый, сильный»
·        Марина – «морская»
·        Наталья – «родная»
·        Максим – «величайший»
·        Виолетта – «маленькая фиалка»
·        Маргарита – «жемчужина»
·        Стела – «звезда» 
Древнееврейские имена:
·        Михаил – «равный Богу»
·        Илья – «сила Божья»
·        Елизавета – «клятва Богу»
·        Сусанна – «белая лилия»
·        Даниил – «суд Божий»
·        Иван – «Божье благоволение»
·        Мария – «горькая, госпожа»
·        Анна - «милость» (слайд 16)
Старославянские имена:
·        Владимир – «владеющий миром»
·        Вячеслав – «более славный»
·        Станислав – «славный своею крепостью»
·        Злата – «золотая»
·        Лада – «милая, совершенная»
·        Людмила – «милая людям» 
Скандинавские имена:
·        Олег – «святой, священный»
·        Ольга – «святая» 
Среди современных русских имён встречаются также имена, созданные после Октябрьской революции. Тогда  общество пыталось покончить со старой жизнью и создать всё новое, в том числе и имена. (Искра, Революция, Гений, Радий,  Электрон, Грация, Воля). Эти имена не прижились. Давали имена и по названию месяцев: Октябрина, Ноябрина, Майя. Самыми популярными были имена, образованные из нескольких первых или начальных букв имён вождей: Владлен ( Владимир Ленин), Марлен (Маркс, Ленин), Донара (дочь народа). 
«В защиту детей»
Если только ты умён,
Не давай ребятам
Столь затейливых имён,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой.
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья её звала
Сокращённо Дита,
На родителей была
Девушка сердита
Для,  другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец,
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой.
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям…
                                     (С.Я. Маршак)

   По имени можно много узнать о человеке: мальчик это или девочка, молодой человек или пожилой. Вот мы сегодня и постараемся побольше узнать о ваших именах. Послушайте, пожалуйста, отрывок из еще одного стихотворения.
«Октябрины».
Сергеями,
Андреями
Иванами,
Иринами,
Маринами,
Татьянами
Теперь детей стараются назвать.
А было время – именами странными
Одаривали их отец и мать.
                                                (Е. Долматовский)
 Интересно, а почему именно так, а не иначе наши родители назвали своих малышей. (Выслушиваем рассказы родителей). 

   Давайте поразмышляем над скрытым смыслом наших величественных имен. Для начала откроем тайну первого звука нашего имени. Например, Михаил, и мне приходит на помощь Мудрость и Мужество. А могут навредить мелочность и мягкотелость. Игорь – Искренность и Ироничность, инертность и импульсивность. Пожалуйста, у вас есть время, чтобы понять смысл, скрытый в первой букве вашего имени. На это задание отводится 3 минуты, по истечении которых вы расскажете о своих находках.
 Спасибо вам за искренность. Имя – это не простое сочетание букв. В нем каждый звук находится на своем особенном месте  и образует нечто целое, неповторимое и ценное.   Давайте попробуем открыть значение каждого звука нашего имени. 
3. Игра «Почтальон»
Педагог-психолог: Предлагаем, вам поиграть в игру, которая называется «Почтальон». Я раздам вам карточки с названиями станций. Например, ведущий произносит: «Почта едет со станции "Руденко" на станцию "Резниковы"». (используем фамилии участников или имена)  Игроки, чьи станции названы, (мама и ребенок, в паре), должны как можно быстрее поменяться местами. В это время ведущие пытаются занять свободное место. Игроки, места которых заняли, становятся ведущими. Если ведущие говорят: «Почта идет во все города», тогда местами должны поменяться все участники.





4. Игра «Эхо»
   Учитель-логопед: Сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру. Тот, кто сидит справа от меня, должен будет назвать свое имя и прохлопать его в ладоши, вот так: «Ви-ка, Ви-ка». А мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Викина соседка справа, а мы снова повторяем. Можно менять интонацию и тембр голоса. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя.

5. Игра «Объясни имя».
   Учитель-логопед: Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас вам буду называть,  и показывать имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут. Например: Незнайка (его так звали, потому что он ничего не знает), Белоснежка (белая, как снег), Снегурочка (она сделана из снега), Синеглазка (это девочка с синими глазами), Курочка Ряба (она пестрая, рябая), Корова Буренка (она коричневая, бурая), Бычок Смоляной Бочок (у бычка бок в смоле).

   А теперь попробуйте угадать, откуда взялись названия некоторых животных. Вот, например, жук-олень – рога у этого жука знатные. Чем не олень? Или ящерица – медянка – она получила свое название из-за того, что шкура у нее красновато-зеленая, отливающая медью. А как вы думаете, откуда получила свое имя бабочка – голубянка? (у нее голубые крылья); бабочка-поденка? (она живет всего один день); змея гадюка (опасная, ядовитая); рыба-голец (у нее нет чешуи, она «голая»); снегирь (эта птица прилетает к нам, когда выпадает снег); птица кукушка (назвали так, потому что она кукует). Все эти насекомые, птицы, животные проживают на территории нашей необъятной родины, вместе с нами.
6. Игра «Ласковое имя»
   Педагог-психолог: Предлагаю вам проверить, как мы с вами запомнили наши имена и поиграть в игру «Ласковое имя». Мы будем бросать друг другу мячик, и тот к кому мячик попадет, назовет одно или несколько ласковых имен того человека от кого он поймал мяч.
7. Конкурс «Кто знает больше необычных имен»
   Педагог: Сейчас мы разделимся на две команды и проведем конкурс. Назвать можно не только свои имена, но и имена своих родных, знакомых, друзей. Победит та команда, которая вспомнит и назовет больше имен.
8. «Родословное дерево»
    Педагог: Сегодня, уважаемые родители, мы приготовили для вас сюрприз. Предлагаем вам и вашим малышам вместе с нами украсить наше родословное дерево вашими фотографиями, которые вы принесли. Перед вами листики разных цветов. Каждая веточка нашего дерева – это одна семья. Выбирайте цветовую гамму, близкую вам, наклеивайте фотографии на листочки и украшайте каждый свою веточку.











9. «Почтовый ящик»
   Педагог-психолог: Наша первая встреча подходит к концу. Огромное спасибо, вам, что пришли, подарили много позитивных эмоций нам, и надеюсь, и себе и своим детям. На мой взгляд, наше знакомство прошло успешно. В конце мне хотелось бы с вами обсудить темы наших последующих встреч, спросить о ваших пожеланиях и предложениях. Запишите их, пожалуйста, на своих листочках и положите в «почтовый ящик». Всего, вам доброго. Берегите себя и своих близких. До новой встречи!