08 июня, 2017

Восьмая встреча детско-родительского клуба "Мы такие разные"

Вечер народных игр и забав: 

"Как играли наши бабушки и дедушки"

Задачи:

·      разработать мероприятие с родителями, с использованием народных игр;
· осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников;
·  познакомить детей и родителей с играми наших предков;

·       отчитаться о  работе клуба  за год;
·       получить обратную связь от родителей о работе клуба;
·       определить тематические запросы родителей на следующий год.
Материал и оборудование: матрешки, карточки с вопросами, карточки-фанты, корзинка, веревка, презентация по теме, мультимедийное оборудование.
Ход встречи:
1.       Приветствие: «Вопросы от Матрешки»
Педагог-психолог:  Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Сегодня проходит наша очередная встреча детско-родительского клуба «Мы такие разные». Тема сегодняшней встречи: «Как играли наши бабушки и дедушки». Предлагаем вам выбрать любую матрешку, открыть ее и ответить на вопросы, которые она для вас приготовила.
(Примерные варианты вопросов: Назови имя и отчество бабушки, дедушки? Любимая игра твоей бабушки? Дедушки? В какие игры ты играешь дома с бабушкой? Дедушкой? Как ласково ты называешь свою бабушку? Какому интересному делу научил тебя дедушка?  И т.д)
2. Педагог-психолог:  Бабушки часто ругают внуков, за то, что они мало времени проводят на свежем воздухе, не умеют играть в подвижные игры, много времени уделяют компьютерным играм, просмотрам телевизионных передач. А как проводили своё свободное время наши предки? Как играли в детстве наши бабушки? Спрашиваете ли вы своих бабушек и дедушек об этом?
Если внуки веселы,
 Бабушка подавно:
- Ишь, распелись, как щеглы,
До чего же славно!
 Если внук хотел играть
А во, что не знает:
- Надо внуку рассказать,
О том во, что мы играли.
   Педагог-психолог:  Предлагаю вам отправиться в путешествие   на много, много лет назад. Путешествие наше назовем: «Когда деревья были большими»
     Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в тяжёлое послевоенное время. Но все равно дети находили время для игры.  Когда я задала вопрос  своей бабушке, во что  и чем они играли в детстве, она назвала много игр и игрушек. Оказывается, они играли в те же игры, в которые и я играла со своими друзьями.  Играли в подвижные игры, догонялки, скакали на скакалках. Но игрушки чаще всего им приходилось делать самим. И такого разнообразия как у нас с вами сегодня у них не было. Девочки играли куклами. Наматывали тряпки в виде валика, рисовали лицо углем, из початка кукурузы делали волосы.  А еще своими руками делали мячи: скручивали туго много тряпок и перевязывали их веревкой. Мальчишки мастерили из дерева автоматы, свистульки, погремушки для малышей, лошадок.  Мы тоже на одной из наших встреч с детьми и родителями изготавливали куклу-столбушку, из старых лоскутков ткани, которая в старину служила оберегом семьи. 
Бабушки и дедушки любили качаться на качелях, которые мастерили их папы между деревьев из верёвки или деревянных брусочков.  А зимой дети играли в снежки, строили крепости и катались с горки на деревянных санках. Летом из глины лепили разные фигурки. Детской «посудки» тогда не было, и поэтому собирали черепки битой посуды и играли ими.  Мальчишки любили играть в «войнушки» и делать из веток шалаши. Наши предки верили в то , что песенки, потешки, считалки  развивают детей. 

Сейчас об этом редко вспоминают родители, а жаль. Ведь русское народное творчество благотворно влияет на психику ребенка в целом, помогает и стимулирует его физическое развитие.  Какая детская групповая игра может обойтись без считалочки. Считалки передаются детьми из уст в уста, часто переделываются и дополняются. Считалка, это жанр устного народного творчества и вознилка еще в древние времена. Считалки помогали перераспределять работу и имели магическое значение, позволяя случаю выбирать того, кто будет делать работу.

Со временем считалочки стали использовать в игре, для выбора ведущего. Чтобы случай решал кто будет водить и не было обиды и вопросов: "Почему именно я?".

 «Люлька» В старину дети ничем не отличались от вас, им также хотелось бегать и играть. Моя бабушка Устинья любила играть в «Люльку» – это перепрыгивание через длинную верёвку, которую крутят два человека.



«Звонарь» В игру «Звонарь» моя бабушка Настасья в детстве любила играть со своими друзьями из двора. «Звонарю» вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной, чтобы он умышленно не задерживал звук колокольчика. Остальные играющие «слепые» с завязанными глазами ловят «Звонаря». «Звонарь» осторожно увёртывается от «слепых», чтобы не выдать себя звонком. Правило: поймавший «звонаря» меняется с ним местами. Остальные пока отдыхают с развязанными глазами от игры. Еще одна похожая игра - «Жмурки». Играли в нее так: одному ребенку завязывали глаза, крутили три раза, потом все разбегались в разные стороны. «Водящий» должен поймать одного игрока и назвать его по имени.

«Секретики» Нужно собрать всё «самое ценное»: золотинки, фантики, бусинки, красивые камушки. Потом всё это аккуратно закопать в земле и накрыть стёклышком. Всё это делалось тайно. О «секретике» можно было рассказать только самым верным друзьям. Так проверялась дружба.

«Чехарда»  Все играющие выстраивались друг за другом и присаживались на корточки. А водящий должен перепрыгнуть через всех сидящих детей и стать первым в ряду.

«Городки»  Это игра, где из коротких брёвнышек строили разные фигуры, которые нужно было сбить палкой, кто больше сбил тот и победил.


«Ручеек»  Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит  в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка» и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.

 Мы тоже на одной из встреч нашего клуба играли с детьми и родителями в старинные кубанские игры: «Калечина малечина», «Варенная репка», «Разбей кувшин», «Смотай ниточку в клубочек»


У разных поколений игры и игрушки для детей разные, но некоторым из них выпала счастливая судьба: они продолжают радовать ребят и сегодня. Предлагаем вам немножко размяться и поиграть в добрую старую игру наших бабушек и дедушек.
3. «Чёрное и белое не носить! Да и нет не говорить!». 
     По словам бабушки, это старинная русская игра, ее любили все: в нее играли наши бабушки и  даже прабабушки. Игра начинается так. Все участники усаживаются вокруг стола или на стульях, лавках, расставленных возле стены, или садятся в ряд в саду, во дворе, на площадке  Кого-нибудь - по жребию или по считалке - выбирают водящим. Водящий должен задавать вопросы, а все остальные - отвечать ему. Отвечать нужно быстро, не затягивая ответа, а то и играть будет неинтересно. И поправляться нельзя: что сказал, то - сказал!  На вопросы и замечания можно отвечать что угодно, только не произносить слова: черное, белое, да, нет. Кто оговорился, тот выбирает себе фант-карточку и выполняет задание, указанное на ней. Итак, начинаем игру! Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и называет  условия игры:  «Вам бабушка для бала  прислала сто рублей. Велела вам черное с белым не носить, «да» и «нет» не говорить. Вы поедете на бал?»  Цель ведущего - сбить игрока с толку и заставить нарушить условия. Цель игрока - продержаться как можно дольше. Одежда, средства передвижения, стены, картины, ковры, - все, о чем рассказывается, не должно содержать черных или белых деталей. Ведущий сознательно должен формулировать вопросы так, чтобы было трудно уклониться от ответа «да» или «нет» или избежать слов «черное» – «белое». Он  задает вопросы всем игрокам по очереди, но может вести разговор одновременно с двумя играющими. Неопытные игроки очень легко ловятся:
- Вы поедете на бал?
- Поеду.
- Вы, конечно же, будете там улыбаться?
- Нет, не буду! (запретное слово произнесено)
Затем водящий по очереди подходит к другим участникам, произносит четверостишие и задает вопросы. Так он обойдёт всех.
Одни не собьются ни разу, другие сбиваются быстро
Это не только забавная, но и заставляющая думать словесная игра, которая, развивает в игроках интеллект и память.
      4. Педагог:  Весёлые подвижные игры – это наше детство и детство наших родителей, бабушек и дедушек. Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.      Большинство игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с предрассудками и суевериями. Игра была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Особые формы таких игр можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, на Ивана-Купалу.

  Таким же образом, и кубанские подвижные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней, передаваясь из поколения в поколение. Почему же так важны кубанские подвижные игры для наших детей.
Особенно полезны подвижные игры для  застенчивых деток! Активные кубанские игры помогают им преодолеть робость. В запале игры малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.                        
 Кубанские игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и  доступны  для семейного досуга. Доказано. Что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.

   В кубанских подвижных играх, отражается образ жизни людей. Их труд, быт и  национальные устои. Представления о чести, смелости и желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Так, например, в игре: «Мельница» получают знания о том, что такое «мельница», как получают муку и что из нее пекут; в игре «Тополек», дети знакомятся с деревом – тополь и особенностями его произрастания,  уточняют понятие - «тополиный пух». Открывают для себя дети и предметы кубанского быта и окружение: веретено, плетень, курень, бахча; элементами одежды: шаль, кубанка, брыль и многое другое. Повышают свой словарный запас.

    В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. А еще они сопровождаются любимыми детьми считалками, жеребьёвками. Считалки всегда весёлые, шуточные, рифмованные.
Зазывалка:

Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле! или

Заря-заряница, красная девица!
По полю ходила, ключи оборонила,
Ключи золотые, ленты голубые!
   Дошкольный детство - период активного освоения речи. Дети познают язык  через игру со словами и звуками. Прекрасный материал для этого предлагают считалки и игровые песенки:
Инцы - брынцы, балалайка!
Инцы - брынцы, поиграй-ка!
Инцы - брынцы, не хочу!
Инцы - брынцы, вон пойду!
Произнося веселые, часто «тарабарские» слова, ребенок получает власть над языком. Благодаря этому, он активно и творчески овладевает речью, формируется его речевой аппарат, обогащается словарь.
        Для проведения игр не требуется специальный спортивный инвентарь  (помимо мячей, скакалок, гимнастических палок можно использовать подручный материал: камешки, веревки, палки, тряпичные мячи, набитые кусочками ткани либо опилками).
   В прошлом в каждой казачьей семье было много детей – от пяти до двенадцати (не то, что теперь). И не последним делом была для них организация своего досуга, приобретение ловкости, силы, терпения. Вот и выдумывали иногда сами дети, иногда взрослые различные игры, которые приживались среди станичных мальчишек и девчонок, распространялись от станицы к станице.
      Родители, вместе с детьми приглашаются поиграть.
Педагог: Уважаемые родители! Давайте перенесёмся в детство, снова побудем чуточку детьми, немного поиграем вместе с детьми в кубанские подвижные игры, покажем свою ловкость, выносливость, улучшим настроение.
 «Тополек»
 «Веретено»
«Иголка, нитка, узелок»
«Пень»
 «Подсолнухи»
    5. «Веретено».
     Ход игры:
С помощью считалки выбирается «веретено» и ведущий.
«Ой, гоп, та усэ,
сударь пивня несэ,
Сударыня – парося,
Воно – вырвалося.
Стой, стой, порося,
Расчитаемося.
Ото ж ты, ото ж я,
Ото ж жиночка моя,
Ото ж тая молодыца –
Шо ни кого нэ боится.
Ни попа, ни дьяка, ни серебряника.
Дзынь, хрясь, вышел князь».
 «Веретено» стоит посередине зала или площадки, наступив на конец веревки ногами. Ведущий ребенок стоит на расстояние 5-6 шагов от веретена, держа в руке другой конец веревки. Ведущий бегает по кругу вокруг «веретена», наматывая веревку вокруг него, поднимая вверх или опуская вниз. Дети в этот момент стараются подлезть под веревку, перепрыгнуть или перешагнуть через неѐ. Тот, кто ошибся, выполнил упражнения неправильно, выходит из
игры. Ведущий, запутав «веретено», распутывает его, двигаясь в обратную сторону по кругу. Дети выполняют те же движения что и при распутывании «веретена».
6. «Иголка, нитка, узелок»
Ход игры:
        Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
7. «Пень»
    Ход игры:
  Дети стоят по кругу парами лицом в круг. Один ребенок в середине круга прыгает на одной ноге. Дети поют:
Пень, пень, пень,
Дай конопель,
Трошку горошку,
Масла ложку.
При последнем слове ребенок встает впереди какой-нибудь пары. Ребенок, стоящий сзади, становится ведущим.
8. «Тополек»
    Ход игры:
  В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки - «пушинки», 3 игрока - «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии. Ведущий:
«На Кубань пришла весна,
 Распушила тополя!
 Тополиный пух кружится,
Но на землю не ложится.
Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!»
После этих слов,  налетают «ветры». И «уносят» (т.е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.
9.«Подсолнухи»
   Ход игры: 
    Игроки стоят в несколько рядов - это подсолнухи. Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок построения. По команде ведущего - «солнышка», «земледелец» уходит. «Солнышко» меняет местами двух игроков. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. В это время «солнышко» ходит по кругу, куда переходит «солнышко» туда и поворачиваются лицом все «подсолнухи».
 Завершить свое выступление я хочу такими словами:
«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них ¬учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания».


10. Рефлексия. Заполнение анкеты родителями.
Вопросы анкеты:
- ФИО участников.
- Как часто Вы посещали детско-родительский клуб?
- Какая встреча особенно понравилась и запомнилась?
- Хотели бы Вы продолжить встречи в клубе?
- Какие темы встреч были бы для Вас актуальны в будущем учебном году?
- Ваши пожелания и предложения.