06 июня, 2016

"Я все умею делать сам!"





 Здравствуйте, уважаемые читатели  и гости моего блога! Часто ли родители задаются вопросом, а что же должен уметь ребенок, который идет в детский сад? Или, может, многие родители считают, что именно детский сад научит их любимых малышей всему и даже больше... Я хотела бы высказать свое мнение по этому, на мой взгляд, очень важному вопросу, который максимально необходимо решить до поступления в ДОУ.


   Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут справиться с пуговицами и шнурками, но нельзя ожидать, что они будут постоянно переодевать и кормить с ложки каждого из тридцати подопечных! ( иногда и больше, в связи с оптимизацией) С такой нагрузкой им не справиться даже при наличии няни.
   Надо сказать, что два года - самый замечательный возраст для обучения самостоятельности. На вашей стороне сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром третий год жизни ребенка называют периодом, который проходит под девизом: "Я сам!". Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самостоятельно - он только к этому и стремиться, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без вашей помощи и получая огромное удовольствие от достижения цели. Как правило, родителям двухлетних детей гораздо больше внимания приходится обращать на то, чтобы не мешать ребенку быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! Именно сейчас, на третьем году жизни, ребенок может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться и чистить зубы, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с легкостью может научиться убирать за собой игрушки, вытирать тряпкой стол, аккуратно складывать одежду.
 Вам трудно в это поверить? Тем не менее это так, и более того: для достижения таких успехов вовсе не обязательно прикладывать какие-то значительные усилия, кроме одного - не мешать! Не хватать его за руки, не одергивать и не поправлять на каждом шагу, не пытаться все сделать за него, потому что он "маленький и ничего не умеет"! 
   На практике это, конечно, не так уж просто. Прежде  чем дитя научиться умываться, пол в ванной комнате не раз и не два окажется залит водой. Самостоятельное одевание карапуза легко может расшатать нервную систему мамы, особенно если она по темпераменту холерик или сангвиник. И все-таки необходимо взять себя в руки, набраться  терпения и обращаться с ребенком осознанно, а не под влиянием импульса.

 Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора ( в зависимости от особенностей поведения ребенка) " на самостоятельность". Не делайте за него то, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится очевидным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь ( причем эта помощь должна быть обучающей: не "давай я сделаю сама!", а "посмотри, это делается так!") С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определенно не может справиться: постарайтесь, чтобы карапуз пореже испытывал ощущение собственного бессилия и почаще добивался успеха.

   Как же научить ребенка одеваться?
  • Не нужно немедленно требовать от ребенка, чтобы он, начиная с этого момента, всегда одевался только сам. Но - и это очень важно! - когда он по своей воле берется за одежки и старается надеть их сам, ни в коем случае не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него!
  • Планируйте свое время таким образом, чтобы вы могли чувствовать себя спокойно, пока ребенок осваивает науку одевания. Лучше встать утром на полчаса раньше, чем лишить ребенка возможности вовремя овладеть новыми навыками.
  • Если же малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его. Например, вы можете надеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше.
  • Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.
    Как и любой другой навык, умение одеваться и раздеваться складывается постепенно, и вы поможете малышу, если будете ненавязчиво, но постоянно предлагать ему новые "уроки": самому продеть руки в рукава, одернуть платьице и т.д. Можно играть с ребенком, устраивая соревнования: кто быстрее наденет носки и футболку.

Маме на заметку.
   



Можно повесить на стенку в детской плакатик с изображением разных предметов гардероба в той последовательности, в которой их нужно надевать. Очень хорошо, если этот плакат вы изготовите вместе с малышом: найдите в старых журналах подходящие картинки ( заодно потренируетесь в запоминании названий разных вещей), вырежьте и наклейте их на лист ватмана.
  Не забывайте о том, что игра, интеллектуальное развитие и усвоение новых навыков - неразрывно связанные процессы. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша были подходящие игрушки, которые помогут ему быстрее освоить искусство одевания. Прежде всего это, конечно, куклы с их одежками.
А кроме того, очень полезны разного вида "развивающие пособия" - игры-шнуровки и все, что нужно застегивать и расстегивать ( тканевые панно или тряпичные книжки, мягкие игрушки с карманами и клапанами, на которые нашиты пуговицы, молнии, липучки, завязки). Все это великолепие можно покупать в детских магазинах, но гораздо интереснее мастерить своими руками. Малыш таким игрушкам будет несказанно рад, одеваться научиться быстрее, а заодно и мелкую моторику разовьет.
Главное - не торопиться, не терять уверенности в успехе, проявлять гибкость и тогда, у вас непременно все получится!