16 февраля, 2016

Играем вместе с детьми. Готовимся к школе!




Готовимся к школе: Развитие мышления детей дошкольного возраста.



Рекомендации родителям.

  Уважаемые родители, как правило, дети, поступающие в первый класс, умеют считать, читать, и,  казалось бы, они полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников обнаруживают трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.




Большая часть будущих школьников владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программы детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности и речи выпускников показывает, что многие не умеют:

- выделять главное,

- планировать,

- видеть скрытый смысл текста и др.,

- решать логические задачи.

    Поэтому чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется  уровень его познавательной деятельности и тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Начиная занятия с ребенком, необходимо выбирать игры и упражнения в порядке нарастания сложности, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка, и сложность которых вполне соответствует возможностям ребенка.         
   Доступность заданий и успешное его выполнение придадут ребенку уверенности в себе, и у него появится желание продолжить занятия.
    Регулярные занятия с ребенком по развитию мышления не только существенно повысят интерес к интеллектуальным задачам, доставят удовольствие от их выполнения, но и подготовят к обучению в школе. Что немаловажно, занятия сближают родителей и ребенка.

Игры для развития мышления.

«Сравнение предметов»

 Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

- топор и молоток;

- скрипка и пианино;

- книга и тетрадь;

- вода и молоко;

- муха и бабочка;

- дом и избушка;

- стулья и стол;

- шалость и драка;

- город и деревня;

- щекотать и гладить.

  Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел топор? А молоток?» После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнить: «Похожи топор и молоток или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?» Проанализируйте ответы ребенка.

 «Закончи слово» (скорость мышления)
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По…» - так вы начинаете игру.
Всего предлагается 10 слогов : по-, на-, за-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.
«Соотношение понятий»
Предложите вниманию ребенка картинки, где изображены четыре стадии развития ветвей дерева – от зимы до осени. Попросите малыша определить порядок размещения картинок по смыслу.

Игра на развитие гибкости ума.

  Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:

·       Деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…);

·       Спорт;

·       Звери;

·       Транспорт;

·       Овощи;

·       Фрукты.


Игры на развитие мыслительных процессов

(обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков)

 «Найди лишнее слово»

   Читайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

  Предложите ребенку определить слово, которое является лишним.

·       Храбрый, злой, смелый, отважный.

·       Яблоко, слива, огурец, груша.

·       Молоко, творог, сметана, хлеб.

·       Час, минута, лето, секунда.

·       Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

 «Найди лишнюю картинку»

   Подберите серию рисунков, среди которых каждые три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый – лишний.

  Предложите ребенку первые четыре рисунка и попросите один лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?» Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.


Игра на развитие словесно-логического мышления.

 «Определи понятие»

  Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

1.    Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

2.    Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

3.    Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

4.    Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

5.    Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

  Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово. Например, слово «велосипед». Как бы ты объяснил, что это?»

 «Реши логическую задачу»

Предложите ребенку послушать внимательно и ответить на вопросы.

·       Кого в зоопарке больше: зверей или обезьян?

·       Чего в лесу больше елок или деревьев?

·       Кто быстрее доплывет до берега – утята или цыплята?

·       Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

·       Кто громче мычит: корова или петух?

·       Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

·       Чего в шкафу больше: тарелок или посуды?

·       Сколько грибов можно вырастить из семян березы?

·       Что тяжелее: 1кг. ваты или 1 кг. железа?

·       Кого в реке больше: елок или деревьев?

 Игры, развивающие сообразительность.

«Как это можно использовать?»

    Предложите ребенку найти,  возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т.д.

«Говори наоборот»
    Вы называете слово, и ребенок называет слово, но только наоборот, например: большой – маленький. Можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустный;

Быстрый – медленный;

Красивый – безобразный;

Пустой – полный;

Худой – толстый;

Умный – глупый;

Трудолюбивый – ленивый;

Тяжелый – легкий;

Трусливый – храбрый;

Белый – черный;

Твердый – мягкий;

Шершавый – гладкий и т.д.

 «Бывает – не бывает»
 Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.
Например, вы говорите: «Кошка варит кашу» - и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает вам мяч.


Приемы, помогающие запоминанию.

·       Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова. То же самое можно попросить сделать и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает то, что помогло бы вспомнить прочитанное.

·       Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?..» Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.

Помните: независимо от того, хорошая или плохая память у ребенка, перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике и, следовательно, они будут быстро забыты, - это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство и напряжение

Игры для развития памяти.

«Каскад слов»

( развитие объема кратковременной памяти)

    Заранее подготовьте список из 4-6 групп слов, которые хорошо знакомы ребенку. Попросите повторять слова за вами. Начинай те с одного слова, затем называйте два слова – ребенок повторяет обязательно в той же последовательности, три слова и т.д. Когда ребенок не сможет повторять определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

1.     Огонь.

2.     Дом, молоко.

3.     Конь, гриб, игла.

4.     Петух, солнце, асфальт, тетрадь.

5.     Крыша, пень, вода, свеча, школа.

6.     Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.
   То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребенок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.

Развитие зрительной памяти.

   Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру ( домик, квадрат, треугольник и т.д.) Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.
   Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру из такого количества палочек.
   Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

«Я – фотоаппарат»

   Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.
   Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
   Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.
   Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в Шерлока Холмса или разведчика.

Игры для развития воображения.

«Пантомима»
   Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какое-либо действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание)  или какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет).
   Если с первого раза не получается, покажите сами, как это нужно делать. Поиграйте в «угадайку»: ребенок угадывает, что вы изобразили, а затем наоборот – вы должны догадаться, что изображают жесты и мимика ребенка. Старайтесь придумывать смешные варианты.

Развитие зрительного воображения.
   Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения. Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.

«Точки»
   Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обязательно.

«Комбинирование»
   Попросите ребенка придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры – круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.
   Каждую фигуру можно использовать многократно, какую-то фигуру не использовать вообще. Размеры фигур можно менять. Основное условие – нельзя добавлять произвольные фигуры.

Развитие словесного воображения.
   Предложите ребенку игру: «Попробуй представить, что будет, если…»      Например, представить, что открыли школу для кошек, или люди научились летать, или собаки стали разговаривать на человеческом языке и т.д.
   Чем больше развита фантазия у ребенка, тем больше он предлагает интересных и оригинальных вариантов.
      Проведение игр не требует никаких специальных условий. Таланты не рождаются, а воспитываются. Даже если принять за аксиому, что способности человека на 100% врожденные, то это значит, что ребенок должен достичь хотя бы уровня своих родителей. Если вам не удалось воспитать своего ребенка так, чтобы он превзошел вас хоть немного, значит, вы были ленивыми родителями.
    Разумеется, все родители хотят, чтобы ребенок пошел дальше их. Даже если способности родителей невелики, их дети могут сделать успехи в науках.